ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИИ

Предоставление права на обжалование процессуальных действий и процессуальных решений, затрагивающих законные интересы лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, или иных лиц, в той части, в которой проводимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы - это одна из форм конституционной защиты законных прав участников уголовного судопроизводства.

Обжалование действий (бездействия) и решений следователя имеет цель не только обеспечить права и законные интересы физических и юридических лиц, но и способствовать обнаружению и устранению нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства. 
Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие), решения следователя регулируется главой 16 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами могут быть обжалованы все процессуальные действия (бездействие), решения следователя, если они затрагивают их интересы.

Под бездействием понимается невыполнение действий органами предварительного расследования или непринятие ими решений, предписанных для определенных ситуаций уголовно-процессуальным законом. Например, отказ в признании лица потерпевшим, в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений.

В частности, могут быть обжалованы решения об отказе в приеме сообщения о преступлении, о возбуждении и об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) должностных лиц, в том числе те, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ к правосудию.

В процессе рассмотрения жалобы изучаются материалы проверок, уголовные дела, отбираются объяснения, выполняются иные действия.

Законом установлен 3-х дневный срок на рассмотрение жалобы с момента поступления. При необходимости истребования дополнительных материалов для разрешения допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. 

Решение по жалобе на действия (бездействие) и решения следователей обязан принимать руководитель следственного органа, в непосредственном подчинении которого находится должностное лицо, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются. 

Прокурор по результатам рассмотрения жалобы вправе отменить постановление об отказе в возбуждении, прекращении или приостановлении уголовного дела, потребовать устранения допущенных нарушений закона.

Установив наличие или отсутствие нарушения прав или законных интересов граждан, руководитель следственного органа, прокурор выносят постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в этом, в котором излагается краткое содержание доводов заявителя, их анализ и мотивы принятого решения. Заявитель незамедлительно уведомляется о принятом по жалобе решении и дальнейшем порядке его обжалования.

Помимо ведомственного контроля и прокурорского надзора установлен судебный контроль. 

Жалоба подлежит направлению в районный суд по месту совершения преступного деяния или по месту производства следственных действий.

Правом на подачу жалобы обладает любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. 

Суд должен принять решение по жалобе не позднее чем через 5 суток со дня ее поступления.

ОПРЕДЕЛЕН ПОРЯДОК ОТБОРА ПАЦИЕНТОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧАЭС, ДЛЯ ОКАЗАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Приказом Минздрава России от 19.10.2017 № 827н утвержден порядок отбора пациентов для оказания комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в рамках мероприятия Союзного государства «Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в 2017 году».

Утвержденный порядок регулирует вопросы организации отбора пациентов в рамках мероприятия Союзного государства «Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России и ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» МЧС России в 2017 году.

Процедура отбора проводится при наличии удостоверения, подтверждающего статус лица, оказавшегося в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на ЧАЭС, либо принимавшего участие в ликвидации катастрофы, выданного уполномоченным органом, либо паспорта гражданина с отметкой о постоянной регистрации по месту жительства в населенном пункте зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, с датой начала проживания не позднее 30 июня 2016 года.

Комплексная медицинская помощь включает медицинское обследование, оказание специализированной медицинской помощи, в том числе лечение сопутствующих заболеваний, оказание высокотехнологичной медицинской помощи и медицинскую реабилитацию. 

Обозначенный Приказ действует до 31 декабря 2017 года.

ЗА НЕЗАКОННОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНЕ ВПРАВЕ ТРЕБОВАТЬ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА

Глава 11 СК РФ определяет основные права несовершеннолетних детей. Прежде всего стоит отметить, что несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет.

Личные неимущественные права детей, предусмотренные 11 главой СК РФ являются наиболее значимыми. Статья 58 Семейного кодекса РФ устанав-ливает право на имя, отчество и фамилию.

Сейчас родителям предоставлена полная свобода выбора имени своему ребенку. Однако при принятии решения о том, как назвать ребенка, родителям придется учитывать определенные требования. В частности, при выборе родителями имени ребенка не допускается использование в его имени цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака "дефис", или их любой комбинации либо бранных слов, указаний на ранги, должности, титулы. Запись имени, не отвечающего названным требованиям, запрещена.

Такие изменения внесены в Семейный кодекс РФ и Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", и вступили в силу с 12 мая 2017 года.

Также новой редакцией федеральных законов установлены правила присвоения детям при рождении двойных фамилий. 

Предусматривается, что при разных фамилиях родителей по соглашению родителей ребенку присваивается фамилия отца, фамилия матери или двойная фамилия, образованная посредством присоединения фамилий отца и матери друг к другу в любой последовательности, если иное не предусмотрено закона-ми субъектов Российской Федерации.

Не допускается изменение последовательности присоединения фамилий отца и матери друг к другу при образовании двойных фамилий у полнородных братьев и сестер. Двойная фамилия ребенка может состоять не более чем из двух слов, соединенных при написании дефисом.

До внесения изменений закон предусматривал образование двойной фамилии лишь при вступлении в брак.

Хочется напомнить родителям, что дети с нестандартными именами (например, Каспер Ненаглядный, Океана, Радость, Алена-Цветочек, Будда-Александр, Господин, Мир и др.) зачастую подвергаются насмешкам со стороны сверстников в детских коллективах, а самостоятельно поменять свое имя на другое они могут только по достижении 14 лет.

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует об актуальности для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях региона вопросов, связанных с их пенсионным обеспечением, а также произведением удержаний из поступивших на их лицевые счета пансионных выплат.

В этой связи прокуратура разъясняет, что пенсионное обеспечение в Российской Федерации урегулировано Федеральным законом Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Закон), предусматривающим основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

В соответствии со ст. 5 указанного Закона в Российской Федерации назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия.

Обобщение ряда обращений осужденных по вопросам пенсионного обеспечения свидетельствует о необходимости разъяснения порядка назначения пенсии по старости и социальной пенсии.

Условия назначения социальной пенсии осужденным из числа нетрудоспособных граждан предусмотрены ст. 11 Закона, в соответствии с которой получателями такого вида пенсии являются инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери; граждане Российской Федерации, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста.

В силу ст. 23 Закона гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), социальная пенсия по старости назначается со дня достижения возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно ч. 4 ст. 23 Закона пенсия по старости назначается бессрочно; по инвалидности - на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе бессрочно.
Наряду с этим осужденным, являющимся получателями социальной пенсии следует иметь в виду, что пенсионные выплаты имеют ряд составных частей.

Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" одним из видов государственной социальной помощи является социальная доплата к пенсии представляющая собой денежную сумму к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

В силу п. 4 ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы мер социальной поддержки, а именно: пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; срочной пенсионной выплаты; дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Особое внимание пенсионеров следует обратить на то, что при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера также учитываются меры социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

Таким образом, при расчете общего размера пенсии территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации учитываются суммы компенсационных выплат, в том числе по оплате жилых помещений и коммунальных услуг осужденных (в случае нахождения лица на регистрационном учете по месту жительства).

Также согласно п. 10 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", то есть при заключении трудового договора у работодателя возникают основания для произведения страховых взносов, в связи с чем социальная доплата к пенсии прекращается.

Повышенное внимание для осужденных имеют вопросы удержаний из их доходов.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 99 и ч. 1, ч. 2 ст. 107 УИК РФ из заработной платы, пенсий или иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию, которые осуществляются после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Согласно ч. 3 ст. 107 УИК РФ в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика